Почему нельзя оставлять полузакрытым шаровой кран?

Почему нельзя оставлять полузакрытым шаровой кран. Все дело в абразиве запирающей сферы и износе фторопласта

Недавно занимался кое-какими работам в части сантехники, где потребовалось отключение общего стояка дома. В частности производил замену старых кранов, которые совсем не держали давление, на новые шаровые. Так как данные работы возможно провести только с полным отключением стояка, пришлось привлечь сантехников, чтобы они отключили водоснабжение, ведь доступ в подвал есть только у них. Все это дело соответственно не бесплатно, ну да ладно не об этом пойдет речь. Их дело отключить, а поменял я все сам.

Ребята оказались достаточно компетентные и разговорчивые. В процессе общения они напомнили мне один момент, из-за чего в большей степени выходят из строя шаровые шары. Причем данное пояснение весьма логично и не вызывает сомнений, я о нем раньше слышал, но особо не заморачивался, а ведь многие об этом не знают – осенило меня…

В данной публикации я хочу поделится им с Вами, дабы вы не допускали данной ошибки, и чтобы Ваши шаровые краны служили долго и без протечек.

Итак, поехали!

Начнем с рассмотрения устройства простейшего шарового крана.

Устройство очень простое и понятное.

Авторское SPV PROJECT

Главную роль в кране играет идеально гладкая сфера с отверстием или отверстиями (смотря какого типа кран), приводимая в движение штоком, который в свою очередь приводится в движения ручкой.

В сфере имеется сквозное отверстие, предназначенное для пропускания потока жидкости.

При повороте сферы происходит смещение данного отверстия и как следствие перекрытие потока, сфера уплотнена фторопластовыми или тефлоновыми кольцами. За счет этого данный узел герметичен.

Также уплотнительными кольцами уплотнён и шток, что исключает протечку наружу.

Устройство шарового крана

Устройство шарового крана

Казалось бы, что тут такого. Отверстие наполовину закрыто сферой и вроде бы ничего не должно произойти, а по факты происходят необратимые процессы.

Авторское SPV PROJECT
Авторское SPV PROJECT

Дело в том, что у открытого крана зеркало спрятано в корпус крана, так сказать убрано с потока жидкости. И это нормальный режим работы, где жидкость свободно проходит через отверстие в сфере.

А вот у полузакрытого крана, зеркало сферы частично подвергается воздействию потока жидкости, как правило с присутствующем в нем абразивом. К абразиву относится различная грязь, песчинки и т.п., он всегда присутствует, будь то центральное водоснабжение или частная скважина.

Авторское SPV PROJECT

Данный абразив постепенно словно пескоструй повреждает поверхность зеркала сферы, после чего, уже к матированной поверхности пристают различные частички грязи метала и т.п.

Абразив испортил сферу

Абразив испортил сферу

Далее при попытке закрыть или открыть кран они стирают уплотнитель, и он постепенно начинает пропускать жидкость.

Шаровой кран даже когда он еще не установлен, а пылится на складах, следует всегда держать в открытом виде.

После установки он должен иметь только 2 рабочих положения. Либо полностью открыт, либо полностью закрыт.

Для регулировки потока жидкости данные краны не предназначены, для этого есть специальные краны вентильного типа, или те же балансировочные.

Если следовать этому простому правилу, Ваши краны всегда будут в исправном техническом состоянии и служить максимально долго.

В данной статье хочу разобрать, почему львиная доля производителей шаровых кранов запрещает использовать кран в различных промежуточных положениях и настоятельно рекомендует эксплуатировать такую продукцию только в двух: «Открыто»/»Закрыто». (Данные положения достигаются поворотом затворного элемента до ограничителя стопорного устройства — упора, из-за чего весь узел проворачивается на 1/4 своей оси, т.е. на 90 градусов).

Всё дело в том, что большинство шаровых кранов на нашем рынке имеют обычные фторопластовые кольца для уплотнения, находящиеся между полнотелым шаровым затвором и корпусом самого изделия. Данные кольца фиксируются резьбовым элементом, который в свою очередь состыковывает обе части корпуса крана.

Иллюстрация "Кран в разрезе"

Иллюстрация «Кран в разрезе»

Шаровой затвор имеет небольшой ход и жестко не связан со штоком. В зависимости от того, с какой стороны происходит подача жидкости под давлением, шар перемещается и давит на противоположное кольцо, тем самым препятствует выходу рабочей жидкости, другими словами фторопластовое кольцо прижато затворным шаром со стороны наименьшего давления. Таким образом, достигается герметичность устройства в целом, что позволяет надежно и без протечки остановить поток рабочей среды.

Поэтому, когда кран немного приоткрыт, через полученную в результате щель с высокой скоростью начинает течь жидкость, создавая турбулентный поток, и высока вероятность деформации седельного уплотнительного кольца, так как находящийся под давлением поток, вырывает толком не зафиксированное кольцо из корпуса.

К тому же, работая длительное время в промежуточном положении (рисунок выше), всегда существует вероятность образования твердых отложений на запорном шаре (особенно при некачественной воде), что впоследствии может привести к нарушению геометрии запорного элемента, а следовательно и к протечке данного устройства.

К тому же и регулирование потока шаровыми кранами не совсем удобное занятие, поскольку размер проходного сечения регулируется нелинейно (угол вращения штока не прямо пропорционален изменению проходного сечения запорного элемента), и добиться предсказуемого потока довольно трудно.

В итоге мы получаем, что шаровой кран — это запорная арматура, совсем не предназначенная для регулировки потока в силу уязвимости конструкции.

А что говорят и думают люди?

-Вообще то я встречал краны ,которые выходили из строя даже в полностью открытом состоянии. Механизм поворота просто клинило. А вот если краны открывать и закрывать раз в месяц, то они прослужат максимальный срок!

-В многоквартирном доме хозяевами подвала являются жильцы, а не сантехники. За содержание дома, в том числе подвала, вы и так платите деньги. Соответственно за отключение стояков ук не должна брать деньги, это незаконно.

-10ть лет на унитаз стоит шаровый кран, приоткрыт на 1/3. Ну открываю на всю унитаз набирает и свистит (а на 1/3 тишина и покой), ничего поделать не могу токо вот водичку убавлять. Недавно менял шланг, закрыл, правда с первого раза туговато, поДзюбил его и всё легко и держит отлично, проблем с краном никаких. Шланг поменял опять отрегулировал где-то на 1/3 , ну как то вот так)) Унитаз не свистел бы открыл бы на всю, как не крутил свистит при наборе на всю и всё с унитазом, хотя арматуру брал дорогую!

-В слитой на зиму системе, по совету друга оставляю приоткрытыми на 45 градусов, объяснял он это тем, что остатки воды в самом кране могут его разорвать при температуре ниже ноля. В рабочем режиме, да, два положения.

-У нас в доме был капитальный ремонт, заменили железные трубы — на белого цвета пластиковые. На этих трубах поставили краны как вертушка (форма) и для холодной и для горячей воды. Прошло 7 лет. Зять (приезжали на 3 дня) решил поменять на кухне мойку и кран , а когда перекрыл воду в тех больших трубах (этими вертушками) оказалось , что вода все равно течет…пришлось держать тазики и ведра, пока не закончит работу с заменой на кухне крана. А вот случись — прорвет где то, ужас, что делать…Эти краны- вертушки наверное надо менять и уже за мой счет наверное. Кто может подсказать, пожалуйста посоветуйте, что делать.

-Вот это все я рассказала своему сантехнику, который шаровой кран на стояк устанавливал, на что он ответил, что у вентильных кранов свои особенности — там как-то прокладка проседает…

-Маловероятно что хромированная поверхность шара изнашивается и царапается, изнашивается сопрягаемая поверхность фторопласта, причем за неделю, все зависит какая юшка течет по трубам. Потому покупайте наши бронзовые пробковые или бронзовые вентили, которые можно обслужить, пробку притереть, уплотнение прилегающее к седлу вентиля заменить.

-Но если есть риск зимой промерзания то лучше на этот период держать полуоткрытым так как вода не будет оставаться между шаром и корпусом а будет вытекать и не разорвет тонкую стенку крана.

-Уже лет 15 стоит такой кран закрытый на 2/3 на сливной бачок (подстраховываюсь на случай неисправности гибкого подвода), время от времени открываю и закрываю полностью, а начнет подтекать заменить недолго.

-Я не открываю до конца, оставляю чуть-чуть, иначе потом проблематично провернуть (уж не знаю, почему). Да и пользуюсь им только тогда, когда меняю смеситель, или летом, когда горячую воду отключают и вместо неё пускают холодную (а по привычке открываешь 2 крана).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать звонок
+
Жду звонка!
Call Now Button
×

Здравствуйте!

Нажмите, чтобы пообщаться с нами или отправить письмо dmitrij.kolesnikov.1974@list.ru

× Нужно спросить?